Главная » Статьи » Статьи об Урале |
Когда появились первые люди на Урале.
Содержание 1.Первые жители. 2.Как они выглядели, эти прапрауральцы? 3.Чем занимались эти люди? 4. Откуда же они пришли. 4.1.Поздний палеолит 4.2.Мезолит 4.3. Неолит 4.4. Наступил бронзовый век. 4.5. Кочевники раннего железного века. 5.Это интересно. 6.Презентация
Когда появились первые люди на Урале, и как они выглядели? Попробуем найти ответ на эти вопросы.
1.Первые жители. В пещере начертил он на стене
Константин Бальмонт:
Вспомните, что наши представления о прошлых эпохах основаны на сведениях из исторических источников. Письменные источники Памятники письменности, обычно привлекаемые для восстановления древнего прошлого Урала, немногочисленны и освещают в основном его поздние периоды. Так, древнегреческий историк Геродот в V в. до н. э. называет и описывает племена, обитавшие северо-восточнее скифов: фиссагеты, иирки, будимы, исседоны и др. Арабские, персидские и византийские авторы IX—X вв. знают печенегов, буртасов, булгар. Русские летописи XI—XII вв. содержат сведения о перми, самояди и югре, а записки средневековых монахов XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Гильома Рубрука — о древних венграх на территории Южного Урала. Упомянутые в хрониках, записках путешественников, летописях племена и народы трудно сопоставить с современным уральским населением. Письменные источники отрывочны и не отражают многообразия исторических фактов и событий древней истории Урала, поэтому их роль в изучении этого периода достаточно ограничена. Однако дополнив письменные источники вещественными, мы получим более детальное описание прошлого, особенно конца I — начала II тыс. н. э. Вещественные источники и методы их изучения Основными источниками изучения древностей Урала являются вещественные. Вещественным источником можно считать все, что сохранилось в материальном виде от жизни и деятельности древнего человека. В археологии существует близкое по смыслу понятие археологический памятник. Такие источники находят и исследуют археологи. Слой, в котором сосредоточены археологические остатки, называется культурным. Из изученного материала интересные факты о том как человек проникал на Урал Проникновение человека на Урал произошло Примерно около 300 тыс. лет тому назад. Самые древние орудия были найдены на стоянке Ельники-2 в Прикамье (возникшей примерно 300 тыс. лет тому назад) и стоянке Богдановка на Южном Урале (200 тыс. лет тому назад). Он делал орудия, умел добывать огонь, выделывать шкуры и шить одежду. Палеолит в Северном полушарии — это период наступления и отступления ледников. Во время наибольшего распространения ледниковый щит покрывал Уральские горы до широты современного г. Североуральска. Следы горных ледников в виде «каменных рек» (обломков породы, перенесенных льдом) обнаружены даже на Южном Урале.
2.Как они выглядели, эти прапрауральцы? Пока мы точно этого не знаем — не найдено останков первых поселенцев Урала. Но приблизительный облик их представить можно: известные исследователи Урала археологи О. Н. Бадер и В. А. Оборин в книге «На заре истории Прикамья» высказывают мнение, что первыми уральцами стали самые что ни на есть обычные неандертальцы. Свое мнение они обосновывают установленным научным фактом, что люди на Урал пробирались несколькими путями (подробнее об этом поговорим несколько позже). Один из этих путей вел из Средней Азии на Южный Урал. И тут Бадер и Оборин кстати припомнили, что в Узбекистане академик Окладников отыскал полный скелет неандертальца (правда, совсем еще мальчишки), жившего примерно во время первоосвоения Урала. Воссозданный по этой находке антропологами облик неандертальца и был представлен ими как облик уральца эпохи проникновения людей на уральские земли. Итак, каков же он был? Низкорослый, но, что называется, с широкой костью, плотный, мускулистый. Ноги неандертальца были несколько коротковаты, зато руки длинноватые, ухватистые. Может, потому, что приходилось ему часто прокрадываться по лесу, выслеживая добычу, или настороженно вслушиваться в его шумы, остерегаясь многочисленных врагов, привык он при ходьбе пружинисто сутулиться. Лицо этого человека носило явные признаки «обезьяньего родства» — убегающий назад лоб, приплюснутый широкий нос, толстенные надбровья нависали над небольшими глазами. В общем, вполне достойный портрет готового к самоутверждению бывалого землепроходца.
О необычных людях живущих на Урале есть одна интересная легенда связанная с Александром Македонским. Её рассказал летописцу новгородец Гюрята Рогович, участник похода на Северный Урал. Он рассказывал про горы, упирающиеся в море, а в горах прорублено окно, и из него выглядывают страшного вида люди. Они не могут выйти наружу — их туда Александр засунул, потому что, видите ли, носы у них не греческие, да глаза не шибко эффектные, да губы не те, что Александру нравились. Но вряд ли неутомимый Александр дошёл до Карского моря, куда уходит Уральский хребет. Так что никого он не замуровывал, и уральцы на него не обижаются.
3.Чем занимались эти люди? Да, это были смелые и счастливые охотники — так следует из всех оставленных ими следов своей деятельности. Может, даже излишне смелые. Непонятно? Поясню. Пришельцы относились к так называемой мустьерской культуре (по имени пещеры Мустье во Франции, где найдены и подробно описаны одни из первых подобных стоянок наших предков). Так вот, мустьерский человек оставлял после себя буквально опустошенные территории. Археолог С. Н. Замятин исследовал стоянки того периода жизни неандертальца на Кубани (кстати, второго места, откуда мигрировали первожители на Урал). Так вот, на одной из стоянок он насчитал, что здесь было съедено около двух тысяч четырехсот зубров. Немало, учитывая, что охотничьи отряды меняли свои стоянки, как только путь для доставки к ним пищи крупного веса — в несколько сот килограммов — становился слишком длинен. Но оказалось, это далеко не полный объем трофеев древних охотников стоянки. Данные Замятина скорректировал другой известный археолог, Н. К. Верещагин, который задался вопросом: а насколько же найденное на стоянке число охотничьих трофеев соотносится с общим числом животных, убитых добытчиками с этой стоянки? Верещагин стал прикидывать — сколько зубров охотники не дотащили до базы, съев их по пути, сколько костей от зубров было просто разбросано по сторонам и не попало в учтенную Замятиным кучу, сколько всего растащили хищники, наконец, сколько костей просто смылось дождями и потоками после того, как стоянку покинули люди… Так когда Верещагин свел все свои цифры, оказалось — забито было по крайней мере в десять раз больше зубров, чем учтено Замятиным. Верещагин пошел еще дальше. Он задал себе более сложный вопрос: а сколько же было возможно организовать таких стихийных боен диких зверей тогдашним землянам? Сколько их было можно организовать хотя бы на месте нынешней европейской части нашей страны? Конечно, по его мнению, людей тогда здесь обитало немного. Высока была и детская смертность, и всякие саблезубые тигры не дремали, опять же пенициллина еще не изобрели. В общем, Верещагин пришел к выводу, что на Русской равнине и в Крыму тогда обитало около десяти — пятнадцати тысяч жителей. Дальше в ход пошла такая арифметика. Для пропитания, в общем, не столь уж и большой кучки людей (всего-то одна дивизия полного состава) требовалось им забивать в год около… 120 тысяч оленей. Или 80 тысяч лошадей. Или 30 тысяч бизонов. Или 10 тысяч мамонтов. Впечатляет? Откуда же взяты такие цифры? Получены они из анализа рациона современных канадских эскимосов, и поныне проживающих на северной окраине Американского континента и питающихся, как и их предки тысячи лет назад, почти исключительно плодами охоты. Так вот, каждый эскимос съедает в день, как подсчитал исследователь их быта Моуэтт, в среднем два килограмма мяса. Естественно, никакой животный мир такого массированного истребления не выдюжит. Потому-то охотники, выбив дичь на одном участке Русской равнины, опустошив ее, вынужденно переходили на другой. Так и дотопали до Урала. Тем более что все же количество людей медленно, но вырастало. Следовательно, и зверей забивали побольше, — голод не тетка. В то же время было бы неверно все многообразие поводов для миграции неандертальцев сводить к одной причине. Как не вспомнить, что именно к поре заселения Урала людьми надвинулся на Европу огромнейший вал ледника, перекрывший огромные пространства охотничьих угодий. Конечно, значительно сократились ареалы охоты. Но человек вновь доказал свою высокую приспособляемость. Как? Ко времени проникновения на Урал мустьерский человек был уже в некотором роде достаточно цивилизован. Он знал, как разжечь огонь, умел строить жилище, изготовлять одежду, создавать оружие из камня. И, что существенно, вполне постиг простую истину, что свежее мясо долго сохранить не удается. Оно портится. А ситуация вокруг диктовала необходимость дорожить добытыми трофеями: и мест охоты все меньше, и на глазах буквально убывали стада животных. Тогдашние люди скоро догадались о надежном способе хранить добычу — заморозить ее. Поначалу, видимо, так они делали в ледниках высоких гор. А затем, когда ледник пришел к ним на равнины, стали немедленно использовать и его. Так что охотники стали и по этим причинам обживать не очень, казалось бы, уютные для проживания зоны в приграничье оледенения. Обживая эту зону (а она в ту пору простиралась от места современной донской станицы Вешенской до современного Ивделя), неандертальцы, как утверждают археологи, не позднее чем за семьдесят тысяч лет до нас добрались до берегов Северного Ледовитого океана, по уральской, кстати, территории. Конечно, прибыв на новые места, неандерталец не изменял своим старым привычкам: все так же «браконьерничал», губя до нескольких тысяч мамонтов в год, причем предпочитал бить мамонтенков-недорослей, неопытных еще зверей — их легче было выследить, обмануть, загнать в ловушку, да и легче притащить добычу до пещеры. Такая практика не могла вскоре же не отразиться на составе уральской фауны. Недаром известный геолог В. А. Лидер, специалист по изучению новейших геологических отложений Урала, суммируя результаты многолетних своих наблюдений, отметил: «…Осадки моложе ханмейского возраста (то есть если им менее тридцати пяти тысяч лет. —Л.С.) включают очень мало костей крупных млекопитающих… Факты подтверждают большую роль человека в уничтожении ряда крупных млекопитающих (мамонтов, носорогов, быков, лошадей) и изменение ареалов обитания современных видов…» (А мы и доселе наивно пытаемся объяснить гибель мамонтов какими-то космическими причинами. Выбили, и все тут! Не было у наших предков Красной книги…) Потому, наверное, стал изменяться и набор костей в пещерах древних охотников. Не думаю, что только производственной специализацией были определены такие вот наборы костей в пещерах. В Бызовой 99 процентов косточек — из мамонтовых скелетов. В Медвежьей 66,7 процента костей принадлежали уже северным оленям, и только 1,3 процента — мамонтам, а в Крутой Горе и вовсе нашли много видов костей — и от мамонта, и от северного оленя, и от волка. А на стоянке под Сухим Логом выкопали совсем уж разнокалиберный набор: кости волка, лисицы, песца, пещерного медведя, росомахи, сайгака, северного оленя, бизона, лошади, шерстистого носорога, зайца, сурка… Видимо, настолько оскудели леса, что били и волокли всё подряд. И что характерно, именно на последней стоянке найдены были уже и кости птиц, и кости рыб. Это симптоматично: значит, уже стали искать новые виды животных для пропитания. И к чести тогдашнего человека, он нашел правильный выход — именно с той поры в отложениях стоянок стали встречаться кости домашних животных. Человек стал осваивать методы интенсивного хозяйствования.
4. Откуда же они пришли. 4.1.Поздний палеолит Природные условия того времени были суровы: это тундро-степи с мамонтовой фауной (мамонт, шерстистый носорог, тигролев, бурый и пещерный медведь, бык, бизон, лошадь, северный олень). Определившись с обликом и занятиями неандертальцев, начавших обживать уральские земли, давайте все же определим — а откуда же они прибыли сюда? Разобраться в этом вопросе нам поможет анализ каменных изделий, обнаруженных на стоянках древнего уральца. Ассортимент их, кстати, достаточно велик — около 60 наименований. В мустьерской культуре Русской равнины давно установлены два устойчивых типа обработки каменных орудий: двусторонняя и односторонняя. Очагом распространения первой культуры стал на Русской равнине район в верховьях и бассейнах Дона, Днестра, Десны. Центром же, откуда распространилась вторая культура, были Крым и Кавказ. Так, люди, пришедшие на Урал, принесли с собой обе эти культуры. Показательны раскопки на стоянке Крутая Гора в среднем течении Печоры. Там сначала исследовали первый культурный слой, который представлял уже не просто место привалов охотников, а устроенное из костей крупных мамонтов жилище, неплохо спланированное, с местом для очага и разделки туш. В жилище том нашли много довольно тщательно, с двух сторон, обработанных каменных поделок. Особенно повезло изучавшему эту пещеру Е. М. Тимофееву. Он отыскал среди отложений культурного слоя характерные для равнинной культуры двусторонне обработанные треугольные наконечники (для стрел?) с вогнутым основанием. Стало очевидным — в этой пещере останавливались охотники, наследовавшие западную культуру, или, что вероятнее, сами и принесшие ее сюда. Но случайно кто-то копнулся в отложения этой пещеры поглубже — и проник в еще один культурный слой: набор каменных орудий из кремнистых плиток, пластин, отщепов, обработанных с одной стороны. Стало ясно — в пещере этой останавливались и люди, шедшие на Урал с Кавказа. Или из Крыма. Правда, кавказская версия выглядит более убедительной, поскольку в числе каменных орудий из этого слоя оказались скребок и резец, изготовленные из обсидиана — вулканического стекла. Такой горной породы на Урале пока не выявлено. По облику же своему и природным качествам камень оказался во всем близким к подобным горным породам в Армении, для которой они не редкость. На Урале оказалось много стоянок, где сохранился каменный инвентарь и первого и второго типа. Так что считается установленным, что с западного направления на нашу землю люди пришли с двух сторон, с двумя разными культурами. Но, как оказалось, то были не единственные пути прихода обитателей на уральскую землю. В Медвежьей пещере был найден еще один набор каменных орудий, который, как думает О. Н. Бадер, очень близок по набору признаков к сибирским изделиям палеолита. Однако и это еще не все. Сравнение изделий из камня на уральских стоянках мустьерского человека позволило определенно указать на еще один путь миграции неандертальцев — из Средней Азии, вдоль Каспия, по реке Урал и далее вдоль западного склона Каменного Пояса до бассейна Камы. Почти по всему этому пути были найдены обработанные в «среднеазиатской» манере каменные изделия из южноуральской яшмы. Так что, как видим, Урал заселялся сразу с четырех сторон — и с Русской равнины, и с Кавказа, и из Средней Азии, и из Сибири. Это все дало основание тому же О. Н. Бадеру утверждать: уже с древнейших времен заселения Урала человеком здесь происходило смешение нескольких антропологических типов людей — европеоидного и монголоидного. Да и тюрки еще «вмешались». Другой известный исследователь древних поселений на Урале, В. В. Любин, обобщая находки следов человеческой деятельности той поры, отмечает, что поселенцы находились на довольно высоком уровне тогдашней цивилизации. Они умели добывать огонь, строить жилища, в том числе и утепленные, изготовлять одежду. И умели упорно трудиться, достигая довольно высокого результата в придании задуманной формы каменным орудиям. Но в ту пору люди овладели и еще одним умением. Они начали осмысленно осваивать минеральные богатства Урала. Выше уже упоминалось о широком распространении поделок из южноуральской яшмы. Ныне известны и другие случаи разработок древними месторождений камня. Тогдашние уральцы активно эксплуатировали, к примеру, месторождение кварцитов близ современной деревни Баранчата (возле Нижнего Тагила). Там на откосе обширной выемки найдены и камнеотбойники из крупных кварцевых галек, и хорошо сохранившиеся следы сколов, отщепов кварцевых заготовок. Может, это и стало одной из главных причин того, что с тех пор люди на Урале прижились всерьез и надолго. Здесь было в изобилии материала для изготовления рубил, ножей, скребков, наконечников. В достатке было зверья. И много пещер, где можно было найти пристанище. Как утверждает археолог Л. H. Рогачев, много изучавший древние поселения, они тогда создали даже и устойчивую культуру ведения домашнего хозяйства. Жили небольшими, достаточно изолированными общинами. Социальная же организация бытия этих переселенцев, по мнению уже несколько раз цитированных выше О. Н. Бадера и В. А. Оборина, была довольно-таки примитивной. Пока они еще не придумали себе богов, не создали хотя бы простейшую общину, не имели даже семьи. Вообще, в области брачных отношений у них не было никакого порядка. Отец и дочь, мать и сын, брат и сестра вступали в беспорядочное сексуальное партнерство. Впрочем, уже вскоре началось появление возрастных брачных групп. Примерно в ту же пору люди стали делать намеренные захоронения умерших членов общины. Стало проявляться уважение к смерти. А следовательно, и к жизни. Подытожив эпоху заселения Урала древним человеком, можно сказать, что обитатели Каменного Пояса вместе с историей прошли по всем ступеням формирования современной цивилизации, не миновали ни одной. Следы пребывания человека древнего каменного века (палеолита) на Урале обнаружены практически на всей его протяженности. Есть они и в верховьях реки Урал — всего-то в сорока километрах от нынешнего Магнитогорска, есть и по течению реки Пышмы, в полутора километрах от города Сухого Лога, есть и в верховьях реки Печоры. После того как ученые основательно присмотрелись к этим стоянкам, стали для них очевидны два вывода. Первый — все стоянки человека палеолита на Урале оставлены охотниками, так как не обнаружено там ничего, кроме костей и охотничьих орудий. Слишком тонок на них был культурный слой: поспал, поел, обработал добычу — и вновь на новые места в гон за очередной жертвой. Второй — стоянок этих многовато отыскалось на территории края, что доказывает: Урал тогда был заселен довольно плотно. К началу позднего палеолита завершилось формирование человека современного облика, появилась новая техника раскалывания камня (удлиненныесколы-пластины), многообразные орудия разного назначения. Люди стали строить легкие шалашсобразные жилища (стоянка им. М.В. Талицкого) и жилища из костей мамонта (стоянка Бызовал), зародилось искусство. Люди добывали пищу с помощью охоты на крупных животных, а также, возможно, в местах их массовой гибели (стоянки Гари I — Северное Зауралье, Шикаевка — Курганская область). Среди пещерных стоянок того времени наиболее известны Каповая, Игнатиевская, 2-я Серписвская. Именно в этих пещерах обнаружены единственные в России палеолитические рисунки (настенные изображения мамонта, бизона, быка и др., размером от 1 м до 6—7 см, выполненные красной и черной краской). Аналогичные изображения есть в пещерах Испании и Франции. Палеолитические пещеры с рисунками на стенах и потолке были предназначены для проведения ритуалов — особых действий, направленных на обеспечение удачи в охоте, увеличение числа животных, обучение и проверку знаний и умений юных воинов-охотников. Такие памятники получили название святилища.
4.2.Мезолит Примерно 11—10 тыс. лет тому назад началось резкое потепление климата, исчезли мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень. Сократилась и изменилась территория распространения северного оленя, песца и некоторых других животных. Формировались природные условия, похожие на современные. Человек вынужден был приспосабливаться к изменившимся условиям существования: вел подвижный образ жизни, строил недолговременные жилища, похожие на шалаш или чум. Зимою люди уже передвигались на лыжах и санях. Охотничье снаряжение в это время пополняется луком — изобретением мезолитической эпохи (его остатки найдены в Висском торфянике в Северном Приуралье). Из кремневой пластины небольшого размера, расколотой на части, и деревянной или костяной оправы стали делать составные (вкладышевые) орудия — ножи, кинжалы, гарпуны (заостренные орудия с зубцами для охоты и рыбной ловли). В Висском и Шигирском торфяниках сохранились предметы из дерева (весла, лыжи) и кости (гарпуны с орнаментом, наконечники). К концу мезолита относится знаменитый Шигирский идол. Население занималось охотой, рыбной ловлей, добывало камень. Во многих селищах того времени найдено много каменных грузил, гарпунов, крючков — орудий рыболовов. В пещере Камень Дыроватый на р. Чусовой обнаружено святилище, в котором найдено много наконечников стрел, датированных временем от мезолита до позднего железного века. Но главные открытия о жизни наших прапрадедов ждали археологов при раскопках в Среднем Зауралье. В селище на горе Голый Камень была обнаружена одна из первых на Урале мастерских по первичной обработке камня. Изделия из этой мастерской расходились как минимум по трем общинам. Начала создаваться, таким образом, уральская культура «фабричной» обработки камня. И еще одно открытие ожидало археологов на другом уже раскопе, недалеко от Свердловска, в Кокшаровско-Юрьевской стоянке. Там, кажется, впервые на Урале обнаружены кости домашней собаки. У человека появился друг. Конечно, завел-то его человек поначалу из конкретных корыстных целей — все труднее стало отыскивать зверье. Наверняка эти псы успешно выполняли и сторожевые функции (у людей стало появляться имущество, которое они уже не желали терять, появились и действительно художественные изделия). 4.3. Неолит К эпохе неолита относятся серьезные преобразования во всех сферах человеческой жизни: на территориях, благоприятных климатически (Ближний Восток, Средняя Азия, Северное Причерноморье), произошел переход к земледелию и скотоводству; на самом юге Урала стали выращивать полезные растения и разводить коров, овец и коз и одновременно продолжали охотиться (чаще на лося); появились большие постоянные поселения, первая глиняная посуда — керамика. Эти важные изменения получили у ученых название «неолитическая революция».Так же пора неолита на Урале характерна тем, что уральцы, кажется, именно с той поры всерьез вознамерились использовать факт своего проживания в горной стране. Повсеместно здесь начали возникать целые «фабрики» по изготовлению каменных орудий и разрабатываться «карьеры» по добыче разнообразного камня. Камень уже вполне профессионально обрабатывают — шлифуют, сверлят в нем отверстия. А затем стали даже изготовлять плиты для строительства жилищ. На Урале именно в эпоху неолита в отдельное самостоятельное занятие выделилось горное дело (добыча и обработка камня — кремня, яшмы): из крупных кусков породы каменными пилами стали выпиливать заготовки топоров и тесел. Тесло — плоский и тяжелый рубящий инструмент, изготовленный из камня или металла, который затем шлифовали и полировали. Каменный шлифованный топор расширил возможности человека в сооружении жилищ, охотничьих засек, рыболовных загородок. В строительстве применяли дерево, в горной части Урала использовали скальные выходы, включали их в жилище в качестве стен, а иногда и крыши. Продолжали сооружаться и более простые жилища — чумы, особенно в летнее время. Обилие рыбы, ее ловля сетями и ловушками позволяли древним уральцам подолгу оставаться на одном месте. Охота разными способами также давала пищу и материал для одежды, обуви и домашней утвари. Древние жители собирали ягоды, заготавливали орехи, лекарственные и съедобные растения. Первая глиняная посуда на Урале появилась в VI тыс. до н.э. Это были сосуды реповидной или нолуяйцевидной формы с приостренным дном. Вся их поверхность была покрыта волнистыми или прямыми линиями, отпечатками палочки, косточки или специального штампа, чаще — гребенчатого (его оттиски похожи на следы от вдавливания гребня). Родственные коллективы делали посуду по известным им рецептам и украшали традиционными узорами. Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй половине 3 тысячелетия до нашей эры древние рыболовы и охотники южноуральских степей перешли к скотоводству, примитивному земледелию, добыче медной руды и изготовлению первых металлических орудий, сначала медных, а затем и бронзовых. Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края. Уже из этих фактов видно, что жизнь становится основательной, оседлой. Население стало жить, большими поселками, по берегам рек и озер. Жилища различались размерами (от 16 до 200 м2), формой (квадрат, прямоугольник, многоугольник, овал или круг) и глубиной котлована (углубленной части). В культурных слоях тогдашних селищ обильно встречаются черепки глиняной посуды. Мобильные охотничьи группы вряд ли брали с собой хрупкие глиняные сосуды. Усложнилась и социальная организация неолитических общин. Захоронения становятся значительно более частыми. Упорядочились и семейные отношения. Специалист по неолиту Урала В. Н. Чернецов пришел к выводу, что в ту пору уже установилась традиция запрещения браков среди кровных родственников. Это, кстати, обусловило и сближение общин соседних селищ, что определило, в свою очередь, начало формирования более обширных этнических общностей. Именно тогда, по утверждениям лингвистов, на Урале стали заметно обособляться несколько прототипов современных уральских народностей. Мнение ученых основывается на том, что названия многих предметов бытового обихода, впервые появившихся как раз в то время, являются общими для всех финно-угорских языков (лыжи, горшки, лук и т. п.). Кончился каменный век. 4.4. Наступил бронзовый век. Древние скотоводы, земледельцы и металлурги степей жили оседлыми поселениями. Каменными мотыгами они обрабатывали мягкие заливные участки земли вдоль рек, сеяли пшеницу, жали медными и бронзовыми серпами, зерна растирали на каменных терках, разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, добывали и плавили медную руду, отливали бронзовые орудия — топоры, кинжалы, серпы и т.д. Свидетельства жизни и деятельности людей того времени обнаружены в ряде мест нашей области. Следы их поселений открыты по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени М. Горького (Новоорский район), на р. Чебеньке у с. Гавриловки (Саракташский район), у с. Колтубанки (Бузулукский район) и т.д. Следы добычи медной руды открытым способом обнаружены и у с. Еленовки (Домбаровский район), между речками Средней и Верхней Каргалками (Сакмарский район). Много погребений изучено археологами в Домбаровском, Новоорском, Соль-Илецком, Гайском, Тоцком и других районах.
Интересная подробность этого периода. Хотя на Урале он и наступил несколько позже, нежели на Кавказе, но все же явился одним из древнейших на территории нашей страны. Руду для бронзовых поделок на Урале добывал, если верить легендам, «чудной» народ, «чуди». Отсюда и пошло название — чудские копи, чудские рудники. Кстати, следы их и поныне отменно служат надежным поисковым признаком месторождений. Большинство исследователей сходятся во мнении, что культура изготовления бронзовых поделок и вообще поисков металла уральцами заимствована с Кавказа. Но, научившись оттуда и чуду выплавления металла, и ремеслу его обработки, уральцы быстро превзошли учителей в качестве продукции. Во 2-м тысячелетии до н. э. уральские изделия появляются уже и в долине Днепра, и в Прибалтике. И они оказались настолько «конкурентоспособными», что стали вытеснять с тех «рынков» кавказскую бронзу. Что еще интересного произошло тогда в оснащении труда у наших предков? Вот хотя бы — в южноуральских степях появились колесные экипажи. Где-то именно с этих пор в культурных слоях селищ стали находить колеса. Поначалу в телеги впрягали волов, и только много позднее человек приручил лошадь. К тому же времени относится появление у племен уральцев обычая хоронить умерших под курганами. Хронологически же первые курганы в уральских степях встали одновременно с первыми пирамидами на берегах Нила. Интересная пора у уральских обитателей началась где-то в VI–IV веках до н. э. (это именно тогда проехался Ариспей «к северу от Танаиса», и его путевые заметки воспроизвел Геродот) — время интенсивного строительства городов на Урале. Именно городов, поскольку завелась мода (или вызрела жесточайшая необходимость) огораживать поселения людей разными фортификационными сооружениями. Иногда ставилось даже несколько рядов укреплений. На городище Алтен-Тау, возле нынешней Перми, устроены были, к примеру, аж три ряда валов и рвов. Видимо, и до Урала докатилась в те годы волна насилия, недобрый обычай воевать, отнимать друг у друга нажитое, наработанное. К. В. Сальников раскопал в Челябинской области городище — шедевр тогдашней фортификационной науки: толстенные стены высотой не менее трех метров, рвы вокруг них. Стены шли не по прямой линии — частыми зигзагами, а в заострениях этих зигзагов стояли высоченные башни с продуманными секторами обстрела. Было что защищать уральцам от потянувшихся через их земли кочевых орд, главной «установкой» которых, очевидно, было прибирать все, что плохо лежит. Тем более что тогдашние оседлые уральцы уже создали высокую культуру земледелия и кроме стад скота имели еще и полные пшеницы закрома. Еще более поразительны находки челябинских археологов под руководством Г. Б. Здановича в округе древнего урочища Аркаим. Там была раскопана целая страна городов с очень высоким уровнем цивилизации их обитателей. Ирригация, продуманная архитектура, мастерские металлургов, кузнецов, гончаров… Кстати, переход к земледелию поставил перед новоявленными пахарями непростую задачу хранения урожая. Если от непогоды, гниения они довольно скоро научились спасать зерно, то от расхитителей закромов — мышей-полевок — спасения не было. И люди решили приручить злейшего врага мышей — кошек. Так с 1-го тысячелетия до н. э. и прижилось в наших домах это симпатичное животное, ставшее не только спасительным помощником в быту, но и истинным его украшением… Население Урала росло очень быстро. Умелое земледелие, стабильная сытная жизнь привели к довольно плотной заселенности уральских просторов. Жить бы им всем поживать и добра наживать, да грянуло пришедшееся как раз на ту пору (третья — восьмая сотня лет нашей уже эры) жестоким валом насилия пронесшееся над Уралом великое переселение народов. Все эти пятьсот лет были нелегкими для уральцев, многое довелось им испытать. Толпы пришельцев — вначале грозные потоки гуннов, затем авары, мадьяры, турки и многие другие племена, сеющие смерть и порушение всего нажитого, потоками прошлись над Уралом. Главные их массы прошли через южноуральские степи. Но не все. Многие орды прорывались и в северные лесные районы, жгли и там города, отбирали все, что находили. Часто, лишенные всего — и крова, и пропитания, — обездоленные уральцы вливались с отчаяния в эти разбойные толпы и шли с ними дальше, ожесточенно неся смерть мирным людям. Свидетельством, что уральцы крепко пытались отстоять свои земли, остались многочисленные курганы от той поры — в них погребены погибшие воины. Но хоть и яростно сражались люди, сила напора была неодолима. Многие из агрессоров в конце концов оседали в покоренных местностях. Происшедшие смешения, ассимиляции людских толп были, пожалуй, последними перед образованием именно нынешних языков и культур Урала. Пришельцы из Казахстана вместе с местными оседло-скотоводческими племенами в бассейне реки Белой составили башкирский народ. Проникшие по долинам рек Исети и Туры пришельцы в горно-лесном Зауралье основали протомансийскую общность. Те же, кто добрался до мест в бассейне Средней и Верхней Камы, приняли участие в формировании коми-пермяцкой народности. Так к X веку н. э. и образовалась та уральская общность народов, которая, с немногими более поздними изменениями, живет здесь и в наши дни. Но с переселением людей связана еще одна интересная гипотеза. Ее автор, известный археолог Г. Н. Матюшин, занимался изучением неолитического поселения и погребений у южноуральского города Давлеканово. Матюшин отдал найденные в раскопках скелеты известному антропологу М. М. Герасимову для воссоздания облика человека того времени. Из Москвы пришел совершенно потрясший археологов ответ: человек со стоянки у Давлеканово по особенностям строения своего тела более всего походил… на американского индейца!!! Сначала все было воспринято как нелепица.С одной стороны, большинство ученых представляли себе заселение Америки через Берингию — погрузившийся ныне в океан перешеек на месте нынешнего Берингова пролива. С другой стороны, все каменные поделки американских неандертальцев так разительно отличались от найденных изделий в культурных слоях сибирских стоянок, что никакого разговора об общности этих культур и не возникало. Американские находки были обработаны с двух сторон, а сибирские ножи, скребки, чопперы были почти всегда обработаны с одной стороны. Тупиковая эта ситуация никак не разрешалась. Робкие попытки объяснить проникновение людей в американские просторы через Атлантический океан из Европы вызывали только вполне понятные сомнения. Хотя бы вот почему: а кому и зачем понадобилось в древнем каменном веке, до изобретения даже лодки, отправляться через океан? Ю. В. Молчанов открыл на севере Азии стоянки человека, который в позднем палеолите обрабатывал камни так же, как и современные ему американские жители (дюктайская культура). И хотя на Урале да и в самой Сибири таких стоянок до наших дней еще не обнаружено, Матюшкин построил схему миграции палеолитического человека с Урала через север Сибири прямиком в американские прерии… 4.5. Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины. Появление железных орудий. В VIII–VII вв. до нашей эры древние жители южноуральских степей освоили плавку железной руды и начали изготовлять железные орудия труда и оружие. Каменные орудия были полностью вытеснены железными. Медь и бронза применялись для изготовления наконечников стрел, различных предметов быта и украшений. Железные орудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век. Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства — к кочевому скотоводству. Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природных условий для его выращивания — бескрайних степных пастбищ. Савроматы и сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на территории нашей Родины произошли важные события. В Закавказье и Средней Азии образовались первые рабовладельческие государства — Урарту и Хорезм. В Причерноморье греки основали свои города-государства — Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие. В тот период в причерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного Казахстана и средней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные южноуральские и прикаспийские степи населяли кочевники-скотоводы — потомки оседлых племен бронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие) называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название). Савроматы являлись восточными соседями скифов. Территория, которую занимали савроматы, начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские степи были ее частью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей эры и по IV в. нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам, говорили на языке, близком к их языку. Главным хозяйственным занятием савромато-сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот, сеяли просо, плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали литейное дело. Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на повозках. Питались они мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушеным
творогом). Савромато-сарматские племена отличались воинственностью. Мужчины были вооружены железными мечами, кинжалами, копьями или дротиками, луками со стрелами. Женщины также владели оружием и в случае необходимости вступали в бой. Родовые общины объединялись в племена и племенные союзы. Во главе родов и племен стояли вожди, которые выделялись среди рядовых общинников своим богатством. В хозяйстве вождя применялся труд военнопленных — рабов и обедневших общинников. Росло имущественное неравенство, шел процесс образования частей собственности. Родовая община переживала последнюю ступень своего развития. Сарматские племена общались с соседними племенами, а через посредство их с греческими городами-государствами Причерноморья, со Средней Азией, с Ираном и Египтом. Об этом рассказывают найденные в курганах вещи. В 1911 г. в кургане у с. Прохоровки (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебренные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV — начала III в. до нашей эры. На одной из них выгравирована древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр — собственное древнеиранское имя). В 1971 г. в Новокумакском могильнике у города Орска нашли египетский алебастровый сосуд V в. до нашей эры. На сосуде — четыре надписи: одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (на древнеиранском, эламском и аккадском языках). Все надписи означают одно и то же: «Артаксеркс, фараон великий». Артаксеркс — древнеперсидский царь. Он правил в 465–425 гг. до нашей эры. 5.Это интересно. Савроматы За рекой Танаисом* — уже не скифская земля, но первые земельные владения там принадлежат савроматам… …Савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами. Савроматы говорят по скифски, но исстари неправильно. Что касается брачных обычаев, то вот они какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай…
Население Южного Урала (справка) Первые люди. разговаривали на языке современных народов ханты и манси. В степях Южного Урала, а также на территории Челябинской области жили абашевские племена. Башкирская деревня. Основное население Южного Урала в IX –XI вв. составляли башкиры. Со второй половины XVI века Башкирия стала вассалом Московского государства. Стали появляться первые башкирские деревни. Казачество. В XVI в. на р. Урал появляются вольные люди, которые создают здесь «казачью республику». В XVII в. На Южном Урале сложилось оренбургское казачество. Строительство крепостей.В 1730-1750 гг. вблизи района нынешнего Миасса возникли первые русские слободы: Чебаркульская, Кундравинская, Уйская. Задачей правительства была постройка крепостей в Южном Зауралье, что привело к притоку крестьян и служилых людей. Почти 200 лет назад на Южном Урале появились немцы. Немецкие мастера положили начало знаменитой резьбе по стали, которой славиться город Златоуст. На перевале через Уральский хребет, где железная дорога петляя спускается к Миассу, стоит гранитный обелиск. С одной стороны его написано «Европа-Азия». Эта географическая граница двух континентов. Первые города русских на Урале появились ещё почти за век до этого: Анфалов городок (1409 год), Усолье Камское (ныне Соликамск — 1430 год). Первый кремль на Урале был построен в 1535 году в городе Чердынь. Освоение Перми проходило не без сопротивления со стороны соседних воинственных народов, например, сибирских татар. Для защиты от врагов на Руси издавна возводили укрепления — кремли. Урал не стал исключением. Спустя два десятилетия к России была присоединена Башкирия. Как следует, были построены русские укрепления (первым стала крепость Уфа, основанная в 1574 году; ныне столица республики Башкортостан). Эти народы сохранились и по сей день, причём на прежних территориях, и их наименования отразились в названиях субъектов России: башкиры — республика Башкортостан, ненцы — Ямало-Ненецкой автономный округ, ханты и манси — Ханты-Мансийский автономный округ. Между прочим, предками хантов и манси был народ, называемый «югра». А другое название Ханты-Мансийского автономного округа — именно Югра.
| |||
Просмотров: 6496 | |
Всего комментариев: 0 | |