Главная » Статьи » Статьи об Урале

ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ ГОР

ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЙ ГОР

 

Гора присутствует и играет важнейшую роль в мифологии и религии всех народов мира. Очень часто она заменяет собой мировое дерево и поэтому воспринималась как образ мира, модель Вселенной; люди считали гору осью, соединяющей небо и землю. Продолжение мировой оси вверх через вершину горы указывало аккурат на положение Полярной звезды (иногда Полярная звезда сама становилась верхушкой, украшением на острие дворца, построенного, разумеется, на вершине горы). Продолжение вниз указывало на вход в преисподнюю, а основание горы приходилось, по мнению древних, на самый центр – на пуп земли, как мы привыкли его называть. Если посмотреть на Урал – это и есть ось, на вершине которой находиться Полярная звезда. Иной раз с горой связывалось развернутое и подробнейшим образом детализированное представление о мироустройстве.

 Например, в ламайской мифологии гора Сумеру в форме пирамиды окружена цепями гор, между которыми находятся моря, а каждая сторона пирамиды имеет свой цвет: южная – синий, западная - -красный, северная – желтый, восточная – белый. Не правда ли, очень напоминает пестроцветы Урала? А моря – остатки после таяния ледника. У алтайских народов гора с примечательным названием Сумбур стоит на пупе перевернутой морской черепахи, а на каждой лапе бедного животного покоится материк. На вершине горы традиционно обитали существа высшего порядка, божественного происхождения. У греков на Олимпе жили боги; простым смертным путь туда был заказан. И сами небожители, наказанные за неподобающее поведение, могли быть изгнаны с позором с Олимпа. Индуистская мифология подарила миру гору с тремя вершинами: на одной из них, золотой, живет Брахма, на другой, серебряной, - Вишну, а на третьей, железной, - Шива. Мифологические горы оказываются "сделаны" из самых различных материалов. Китайцы превозносили Нефритовую гору. Шумерскую гору венчала верхушка из блестящего олова., и именно на ней расквартировался праотец всех богов Ан. Все это свидетельствует о богатстве Урала. Очевидно, что предки разных народов обитали на разных горах Урала. Кстати, три индуистские вершины отнюдь не исключение из правил: гора с несколькими вершинами, населенными разными обитателями, сплошь и рядом встречается в легендах. Например, древнекитайский миф так повествует о создании всего сущего на земле. Сначала была гора Кунь-лунь. На двух ее вершинах жили брат и сестра – Фу-си и Нюй-ва (сравним в реками Урала: Обва, Сюзьва, Яйва и др.). Страстно полюбив друг друга, по сути дела через инцест, они дали начало роду человеческому.  
 

Гора БЛАГОДАТЬ

 

Могла быть и другая причина появления интересно- го названия. Татищев был не только историком, он управ- лял заводами на Урале. А гора Благодать была богата за- лежами железной руды. Богатство – это всегда «милость божья», или, как ее еще можно назвать, благодать. Так что Татищев вполне мог дать название горе, подразумевая ее материальную ценность.

Народная

На Урале есть гора Народная. Высота ее – 1895 метров. До 1927 года гора была известна только местному населе- нию. А в начале ХХ века отряд Североуральской экспеди- ции, которым руководил А. Алешков, сделал подробное описание горы. Есть две версии происхождения названия. По одной, гора названа в честь советского народа. Вторая версия связана с рекой На рода. Название реки возникло от не- нецкого слова наро, что в переводе означает «дремучий лес». А река дала имя горе. Обе версии могут быть вер- ными.

 

Татьянинская гора

 

Все знают сказы П. Бажова о хозяйке Медной горы. Так случилось, что одну маленькую девочку стали называть «хозяйкой Железной горы». Хотя никакой волшебной си- лой девочка не обладала, ее имя было присвоено горе. В начале ХХ века в тайге жили геологи, а среди них – молодая женщина Анна Кравчук. У Анны была малень- кая дочка Таня. Девочке исполнилось два года. Геологи хотели подарить что-нибудь малышке, но никакого по- дарка у них не было. Поэтому они взяли и назвали в честь Тани гору. Месторождение так и указали – Татьянинское железорудное месторождение. Это название стало офи- циальным. Татьянинская гора и месторождение находят- ся рядом с сибирским городом Железногорском.

Замечательно и то, что места, описанные в сказах, действительно существуют и находятся совсем недалеко от Екатеринбурга – в окрестностях Сысерти и Полевского. Азов, Думная гора, Марков камень стали туристическими достопримечательностями, интерес к которым не только не утихает, но и возрастает с каждым годом.  

Азов-гора, Думная гора и Марков камень – это, пожалуй, и есть основные объекты, привлекающие фольклористов, краеведов и путешественников. Несмотря на туристический интерес, эти места сохранили свою первоначальную «дикость», не обросли санаториями и удобствами цивилизации, поэтому каждый может застать их такими, какими они были во времена Павла Бажова. Мы словно смотрим на них глазами самого писателя, улавливая малейшие сходства с сюжетами сказов.  

 

 

Азов-гора

Тайны Азов-Горы

 

Гора Азов - самое высокое место в окрестностях города Полевского (588 м над уровнем моря).
 Гора издавна  служила  своеобразным ориентиром для путников. Приметная гора была видна издали, поэтому у ее подножия проходила дорога из Кунгура в Сибирь. Вершина Азов-горы увенчана мощными скалами с отвесными стенами, откуда открывается красивый вид на лесистые просторы. Название горы произошло от тюркского азау - «коренной зуб».
 Азов-гора неоднократно упоминается в сказах П. П. Бажова, тайну её сокровищ окутывает множество легенд. В сказе «Кошачьи уши» речь идет о пугачевском движении на Урале.
 По народным преданиям, местами укрытия, обитания ватаг и одновременно сигнальными пунктами повстанцев были Азов-гора и Думная гора. По большой дороге на Сибирь шло много «беглых», которые, «сбившись в ватаги», становились «вольными людьми». Эти «вольные люди» нередко нападали на «воеводские пересылки и на купеческие обозы» (П.П.Бажов).
       Большая часть легенд об Азов-горе повторяет вечный сюжет про разбойничий клад. «Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход в пещеру закласть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался. Азов его пристрелил, чтоб никто про клад не узнал и кости чтоб его этот клад караулили...»)
       Еще говорили старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видeли этот огонек, девку искали, но не нашли. «Азов-то гора не простая. Богатства в ней много,да достать трудно. Было здесь имечко заклянено: кто его назовет - тому гора и откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. Это девки Азовки имечко».

        До сих пор говорят, что люди, оставшиеся один на один с горой, слышат, будто внутри кто-то поет или плачет и стонет; видят огонь (свечу, костер) на вершине, только если подойдешь поближе, окажется, что никакого огня нет... До сих пор ищут место, где находился вход в пещеру, вспоминают людей, которые будто бы туда заходили, но не разглядели ничего: ветер подул, свеча погасла, а потом вход в пещеру засыпало землей и завалило 2камнями.
        Азов-гора остается местом притягательным, люди ездят туда постоянно, хотя одна только дорога к горе - по окраинам заводского города, мимо старой домны, по плотине, по пустырю, вдоль долгой, неподвижной, мертвой воды - должна начисто развеять веру в какие-нибудь чудеса... Но они живут...
 Геологи, старатели и просто туристы, побывавшие в на Азов-горе, говорят, что есть в ней какая-то загадка. Вряд ли найдется человек, у которого здесь не произошло что-нибудь мистическое. Романтично настроенные натуры объясняют это тем, что в этих местах мир подземный встречается с поверхностным.

Но вовсе не сходство с коренным зубом привлекает сюда любителей приключений. Благодаря сказу Бажова «Дорогое имячко» и легендам старожилов, Азов-гора обрела славу таинственного места с мощнейшей энергетикой. Как известно, у основании горы находится пещера, вход в которую преграждают осыпавшиеся камни. Как писал Павел Бажов, «если увидишь где обвал породы, там и вход во владения «старого люда». «Старым людом» сказатель называл хранителей несметных сокровищ и магических знаний, обещавших выйти к простому народу, когда тот достигнет духовного просветления. Стережет клад старолюдов проницательная Девка-Азовка, стережет «лучше собаки хорошей, и почуткая страсть – никого близко не подпустит». Согласно поверью, вход в пещеру-сокровищницу откроется лишь тому, кто угадает имя Девки-Азовки, существа «из не наших людей», неизвестной национальности и неведомой внешности. В сказах Девка-Азовка предстает то слугой тайных сил, то женой атамана, то знаменитой Хозяйкой медной горы, которая окутывает охотников за кладом усыпляющими чарами.

 

 Гора Азов. Cамое высокое место в окрестностях города Полевского, 588 м над уровнем моря. В 4-6 веках н.э. на вершине горы Азов находилось древнее поселение металлургов. В 1940-х гг. у подножья горы и на верхней ее площадке были найдены остатки мансийского стойбища тысячелетней давности - разнообразные изделия из меди и бронзы.

Большая часть клада, 40 предметов, поступила в фонды историко-революционного музея г.Полевского, а 5 идолов были унесены случайными людьми. В 1967-1970 годах 3 птицевидных идола, датируемые концом I тысячелетия до н.э., были переданы в дар краеведческому музею г. Полевского. Много легенд и сказаний связано с этой горой, с тем, откуда у нее такое название. Самое известное из них - это, конечно, сказ про девку-Азовку. На самом деле, есть и еще версии происхождения названия этой горы.

 

 

 

Первая версия связана с пребыванием на уральской земле Емельяна Пугачева. Одни говорят, что была у него в пещере горы жена - девка-Азовка. Другие, что был у него помощник Азов, с которым они обменивались костровыми сигналами. Пугачев стоял на Думной горе, а Азов - на Азов-горе.

 

 

 

Вторая версия говорит, что был храбрый разбойник Азов (у некоторых рассказчиков Айзин, у других Азин). У Азов-горы проходил торговый путь из Кунгура в Сибирь, по которому купцы часто возили драгоценные камни. И с двух гор Думной и Азов разбойники друг другу подавали сигналы, зажигали костры и таким образом сообщали, что идет купцовский обоз. Грабили купцов, а добычу бедным людям раздавали. Говорят, богатые люди за это и сгубили Азова. А в народе о нем добрая молва осталась.

 

 

 

Третья версия связана с девушкой, живущей на горе Азов. Версии эти разделяются по тому, КАК попала туда эта девушка. В одном сходятся они, что красоты она была невиданной: статная, пригожая, глаза большие темные да глубокие - как два колодца. Люди говорят, будто бы было у этих разбойников все, чего только не пожелаешь, и золото и драгоценные камни, да не было у них добрых подруг. И выкрали они девушку у добрых людей. Назвали Азовкой по имени главаря Азова. Да поделить не могли - заточили в пещеру. Плакала она долго да не разжалобила их.По сей день текут слезы девки-Азовки - то родник возле Азов-горы. Еще люди говорят, девка та - Азовка - была дочерью хозяина медеплавильных цехов Турчанинова. Сильно плохо жилось людям Турчанинова: работа тяжелая, платил мало. Ходили они к нему с жалобами да просьбами. Да он смеялся только - "да что вы мне сделать-то можете, - обойдетесь". Вот работники и ушли в разбойники и выкрали у него любимую дочь. Но и это не всё! Еще одна легенда гласит, что красивая девушка спозналась с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила главаря, ребенка его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. И живет та девка по сей день. Плохо ей там одной, без людей. Но и людям не любит показываться, боится. Но чтобы знали люди, что жива она, Азовка каждый вечер, как стемнеет, зажигает на вершине горы огонек. Многие люди видали тот огонек, девку искали, да не нашли.

 

 

 

Четвертая версия - топонимическая. По предположениям исследователя Н.П.Архиповой, конфигурация скал, местами похожих на острый зубчатый гребень, дает основание полагать что «Азов» есть татарское слово «азау», что в переводе значит «зуб». По мнению А.К.Матвеева, это метафорический перенос с татарского «азау» - «коренной (зуб)». В других тюркских языках это слово еще переводится как «клык», «острие», «жало». Да уж, немало тайн и загадок окружают Азов-гору. Многие и по сей день живут. Даже сейчас туристы рассказывают друг другу легенду о горной свече. Будто бы каждую ночь, ровно в двенадцать часов зажигается на Азов-горе свеча и горит до рассвета. Кто ее зажигает, и почему она не гаснет на ветру, никто не знает.

 

Конечно, любого, пришедшего на Азов-гору интересуют пещеры, и как найти в них вход. Ответ есть в сказах Бажова. «Если увидишь где обвал породы, там и вход во владения «старого люда»...На самом деле, таких обвалов очень много, за два часа осмотра горы можно насчитать около десяти. И какой же из этих обвалов - вход в пещеру? А люди-то говорят, что пещеры всё-таки есть. Студенты УрГУ, филологический факультет, собрали рассказы старых людей об этих пещерах. По рассказу А.Г.Пименовой (1913 г.р.) сперва дед ее спускался в пещеру сам. Потом показывал маленькой внучке вход в пещеру. После, по рассказу Ф.А. Никифоровой (1900 г.р.) отец ее, мальчишкой с друзьями искал ту пещеру. Нашел. Нашел и клад в ней - только не деньги, а ножи разные, кольчуги (сейчас все это храниться в музее г.Екатеринбурга).

Всё это было при Бажове, он ездил и смотрел то место, где нашли сокровища. Потом находили люди уже вход в пещеру заваленным. Если вам повезет, то местные старожилы покажут два излюбленных места Хозяйки Медной горы, где она по преданиям всегда являлась людям.

 

 

На одном из этих мест студенты местного художественного училища на скале во весь рост нарисовали портрет Хозяйки Медной горы. И все приходящие во владения Хозяйки должны почтить это место, положив полевой цветок или какой-нибудь другой дар леса к ногам Хозяйки.

Недалеко от Азов-горы можно увидеть два больших древних культовых камня: камень Солнца и камень Луны, к которым с незапамятных времен приходили поклоняться язычники. Они стоят недалеко друг от друга - два больших столба причудливой формы.

 

Думная гора

 

Думная гора - это исторический, археологический и литературный памятник. В древности на горе находилось медеплавильное производство. На самой вершине  располагались плавильные печи, окруженные земляным валом с невысокой деревянной стеной на нем. Здесь плавили медь, изготавливали разнообразные изделия из меди, прежде всего наконечники стрел. Наконечников было так много, что в XVIII веке Полевской завод некоторое время работал, используя медные наконечники стрел, собранные с поверхности Думной горы. 
      На вершине Думной горы, у старой сторожки с «невысоким помостом да звонким колоколом», маленький Павел Бажов слушал бывальщины легендарного дедушки Слышко.


«...У караулки на Думной горе хорошо...Радует глаз круглая, будто переполненная, чаша Полевского пруда и уходящая вдаль широкая река - Северский пруд... В той стороне, где теперь высятся многочисленные корпуса криолитового завода и соцгородка, было видно лишь серое, чуть всхолмленное поле старого Гумешевского рудника... Зато там, за Гумешевским рудником и заводским поселком, насколько глаз мг охватить, однообразная, но красивая лесная картина - темно-синие волны густого хвойного бора. Седловатая волна выше других - Азов-гора».

          Думная гора находится в черте города Полевского, поэтому знакомство с местами Бажовских сказов целесообразно начать именно с нее. Добраться до горы не составит особого труда – достопримечательность расположена вблизи Полевского завода и пользуется огромной популярностью как у местных жителей, так и у гостей городка.

Конечно же, гора неспроста зовется Думной. Так сложилось, что все важнейшие события, происходящие в Полевском, обсуждались здесь, здесь же принимались самые значимые и судьбоносные решения в истории города. В начале двадцатого века на вершине горы построили сторожку, где дедушка Слышко рассказывал свои сказы ребятишкам, среди которых был и маленький Павел Бажов.

В годы гражданской войны на Думной были расстреляны рабочие-большевики, в память о которых в 1929 году был сооружен памятник, изображающий рабочего с винтовкой в руках.

В результате археологических раскопок выяснилось, что промышленность в этих краях существует с незапамятных времен. Еще в третьем веке до нашей эры на Думной возникло своеобразное предприятие по обработке меди и изготовлению изделий из этого металла, прежде всего наконечников стрел. Древние металлурги работали на износ, круглосуточно поддерживая работу семи плавилен, стоящих в ряд. Современные исследования доказывают, что это было, говоря сегодняшним языком, «вредное производство». Даже в наше время, по прошествии многих веков, посаженные здесь деревья не приживаются и чахнут, что обычно случается при зашкаливающем уровне радиации.

С Думной открывается потрясающая панорама города, позволяющая увидеть Полевской «как на ладони», рассмотреть в деталях и заводские территории, и жилые районы, и дачи, расположившиеся на окраине.

 

Марков камень 

 

Марков камень представляет собой огромную голую гору, на вершине которой установлена караульная вышка. Внешне эти плоские каменные глыбы напоминают Каменные палатки, разместившиеся на северо-востоке Екатеринбурга в лесопарковой зоне озера Шарташ. В древности Каменные палатки были местом проведения языческих обрядов и жертвоприношений. Оказывается, Марков камень служил той же цели. Здесь была обнаружена стоянка древнего человека, а гладкая каменная лепешка, по мнению исследователей, использовалась для ритуалов поклонения языческим богам.

Некоторые краеведы склонны считать, что Марков камень был назван в честь внука первого владельца здешних заводов А.Ф.Турчанинова, Марка Турчанинова. Старожилы утверждают, что барин любил охотиться в этих местах и даже построил избушку у подножия горы, а на самом камне якобы присутствовала надпись: «Марк Петрович Турчанинов». Однако Павел Бажов опровергает «барское» происхождение названия «Марков камень». Вот что пишет фольклорист в одноименном сказе: «А вот есть чуть не в самой середке нашей заводской дачи гора одна – Марков камень. Которые заводские и думают, что по Марку Турчанинову гора прозывается. Любил, дескать, который-нибудь туда на охоту ездить либо еще что. Ну только это напрасно говорят. Там вовсе, может, ни один Турчанинов и не бывал. Шибко глухое место, в болотах кругом. Не барское дело по этим местам бродить. Ноги промочит, из носу закаплет. И добычи близко никакой нету, кроме как мягкой камень маленько ковыряют…»

Версия Бажова о происхождении названия «Марков камень» - намного более романтическая, «народная». Сказатель утверждает, что скала названа в честь заводского рабочего Марка Береговика, избушка которого стояла поблизости. Сильный, хорошо сложенный Марко трудился на Полевском заводе, а на праздниках любил померяться силой в рукопашном бою. На одну из таких гулянок заехала барыня Колтовская, известная своей слабостью к подтянутым, крепким заводским мужикам. Марко барыне сразу приглянулся: «А барыня так в него глазами и впилась. Прямо сказать – стыда у бабы нисколечко». Колтовчиха велела Марку раздеться по пояс, принялась его ощупывать, сопровождая это занятие смехом и комментариями. Марко разозлился не на шутку и ударил барыню. После этого случая смелый рабочий с женой вынуждены были скрываться от преследования Колтовчихи, которая «когда в город случится, так с ней народу – как в поход какой». У подножия горы у Марка избушка стояла, а гора с тех пор зовется Марков камень.

Добраться до Маркова камня весьма непросто. Асфальт проложен только до поселка Асбест, а оставшиеся 8 километров до самого камня придется преодолевать пешком или на велосипеде. Местные жители говорят: «Не всех Марков камень к себе подпускает, много дорог сходится и расходится, и плутать приходится». Ну что ж, проверим. Велотур по Бажовским местам у нас с друзьями запланирован на лето 2010 года. Обещаю сразу же поделиться впечатлениями и дополнить рассказ авторскими фотографиями!              

 

Скалы Семь братьев.

 

Немного истории

Считается, что в эпоху неолита и бронзы древние жители этих окрестностей поклонялись Семи братьям как неким божествам, молились на них. Учитывая свойственный первобытным людям страх перед природой и всем необъяснимым, ничуть не удивительно, что на скалах не были обнаружены следы обитания, жизнедеятельности древнего человека. Зато недалеко от скал археологи находили останки святилищ, жертвенных мест.

Во время революционных действий с начала 20 века скалы были местом сходок рабочих. В 1912 году они нанесли на северную сторону надпись «Да здравствуетъ соцiальная революцiя!». Ее видно и по сей день – она периодически обновляется.

Легенды

Для начала хочется сказать пару слов о названии скального массива. Многие путешественники, посетив его и пересчитав скалы, удивляются, почему они называются «7 братьев», если их количество несколько отличается. На самом деле этому факту есть довольно простое объяснение. Раньше число «семь» считалось священным, именно поэтому им обозначали некое неопределенное множество. Так что в данном случае цифра 7 носит исключительно условный характер :).

Множество легенд ходит о происхождении скального массива 7 братьев. Вот наиболее интересные и популярные из них.

 

Легенда об окаменевших колдунах

 

Много где по России и Свердловской области прошел в свое время Ермак. Не обделил он своим вниманием и эти места. Только тяжело дался ему поход – жили в этих краях братья-волшебники, возводили на пути Ермака они горы огромные. Устал Ермак,  из сил выбился… А братья стоят и смеются над ним. Поднял тогда Ермак крест и вскричал: «Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!..», и пошел с крестом на братьев. Начали они каменеть, а как дошел Ермак до братьев, совсем они в каменные утесы превратились. Сказывают, что и по сей день слышно, как стучат внутри камней сердца братьев. Только никак им не выбраться из каменной оболочки – наложено заклятие до самого страшного суда.

 

Легенда о Монге

 

Давным-давно, в стародавние времена жило племя в этих местах. Был властелином у них Монг – прославившийся на весь свет своей жестокостью. И было у него семь сыновей – не уступали они своему отцу – обладали столь же жестоким характером. Замучил Монг со своими сыновьями подневольное племя. Взмолились люди богам языческим, просили избавить их от гнета. Услышали боги и превратили жестокое семейство в скалы.

 

 

Охранники Демидова

 

Однажды решили люди государевы сделать проверку на заводе  Никиты Демидова – не чеканят ли там монеты неучтенные. Только узнали Демидовы заранее о приезде проверяющих. Собрали они несколько сундуков с драгоценностями и отправили семерых братьев закопать их и охранять. Проверка на заводе долго шла. Успели братья на горе замерзнуть за это время, а потом и окаменеть. Говорят, все еще где-то там демидовские сокровища закопаны.

 

Окаменевшее ожерелье

 

В стародавние времена жило в этих местах небольшое племя охотников, вождь которых носил ожерелье из семи великолепных камней. Каждый камень содержал в себе магическую частичку различных сил: смелость, верность, любовь, мудрость, радость, удачу и здоровье. Однажды прознал об этом ожерелье сибирский хан – и пошел в завоевательный поход, чтоб завладеть им. Неравный был этот бой – перебили сибиряки все охотничье племя. В последний момент смертельно раненый вождь сорвал с себя ожерелье, забросил его на вершину горы и прокричал заклинание. Превратились 7 камней из ожерелья в 7 каменных башен. Не смог их унести сибирский хан.

 

Проклятие богача

Жил давным-давно один богатый человек. Было у него семь сыновей и одна красавица дочь. Решила она выйти замуж за бедняка. Был против категорически богач. Однако, братья встали на сторону сестры. Осерчал отец и выгнал всех своих детей из дома. А вдогонку проклятие послал. Оно и превратило их в камень. Так и стоят скалы, бывшие когда-то семью братьями. А чуть поодаль стоит их окаменевшая сестра. Именно из-за этой легенды называют иногда скальный массив «Семь братьев и одна сестра».

 

 

Скалы 7 братьев очень популярны среди скалолазов. Тренируются на них как новички, так и мастера спорта. Альпинисты составили множество скальных маршрутов, большинство из которых имеют свои названия – например, «шведская стенка», «социальная революция», «трасса Мальцева» и пр. 

Еще одна особенность этого скального массива – с вершины видны целых пять озер: Аятское, Шитовское, Исетское, Таватуй и Верх-Нейвинский пруд.

У подножия скал можно увидеть довольно большое пространство, которое подходит для палаточного лагеря. Но не рассчитывайте, что все оно будет в Вашем распоряжении – наверняка у вас будет множество соседей – это место популярно среди любителей пешего, автомобильного, конного туризма.

Кстати, любителей собирать грибы порадуют окрестности Семи братьев – в конце лета и в начале осени там можно найти множество лисичек :).

Скалы 7 братьев считаются одним из самых живописных памятников природы на всем Урале.

 

 

Бажов создал прекрасную сокровищницу нашей литературы – сборник уральских сказов. Сказы завоевали любовь не только у советских читателей, они изданы на многих языках. На сюжеты сказов созданы кинофильмы, театральные постановки, герои сказов стали любимыми героями нашей молодежи. Сила произведений П. П. Бажова в том, что все, сказанное в них, – подлинная жизнь, облеченная в поэтическую форму народных сказов. На столе – альбом с фотографиями

Сказы Бажова для жителей Урала – культурное явление, равнозначное музыке Боба Марли для уроженцев Ямайки или танго для исконных аргентинцев. Большинство горцев средней полосы России начинают знакомство с родным краем именно с произведений знаменитого фольклориста, постепенно проникаясь любовью к местности, которую не так просто полюбить. Невысокие Уральские горы пропускают на свою территорию как холодные арктические ветра, так и теплые воздушные массы со степей Казахстана, поэтому изменчивости здешней погоды позавидует даже самая капризная и непостоянная женщина. Лето на Урале пролетает незаметно, зима же чаще всего бывает затяжной, суровой, с беспощадными морозами. Вот почему климат редко вызывает теплые чувства у коренных уральцев, зато красота природы, памятники культуры, история народа отзываются в сердце каждого горца. Павел Бажов наполнил свои сказы искренней любовью к величественным горам, густым лесам, простым рабочим людям, поэтому его произведения находят отклик у читателей и в наше время.

 

 

 

Категория: Статьи об Урале | Добавил: Алекс (02.01.2015)
Просмотров: 3489 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar